Как стать идеальным родителем для своего ребенка?

    Если Вам не нравиться поведение Вашего ребенка, если он Вас часто раздражает и сердит, если Вы не довольны его успехами в школе, то все эти проблемы можно решить. Надо просто изменить Ваши отношения с ним. Ведь уже давно известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как же построить отношения с ребенком так, чтобы он был послушным и  успешным, а мы бы испытывали радость от того, что являемся родителями?

    В этой лекции мы дадим Вам несколько советов – принципов, на которых должны строиться Ваши взаимоотношения с ребенком.

   Первый принцип – безусловное принятие. Что он означает? Это значит  - любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда Вы сообщаете ребенку, что он Вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, ласковых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома»… Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия, развития и успеха нужно не менее восьми объятий в день! (И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому). Подобные знаки безусловного принятия нужны ребенку, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно- психологические заболевания. К сожалению, специалисты отмечают, что таких детей у нас сейчас становится больше. Это связано с тем, что родители стали меньше уделять внимания своим детям, в силу большей занятости на работе, большей занятости именно своей личной жизнью, своими увлечениями.  В результате тестирования психологи определили, что родители общаются со своими детьми в день - 4 минуты, это если исключит вопросы: «Ты ел сегодня? Какие у тебя оценки?». А потом мы удивляемся, почему наши дети не умеют общаться?

    Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Нет, не значит. Скрывать и тем более копить негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но без крика, оскорблений и унижения ребенка.

  Второй принцип - можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом. Запомните! Ребенок всегда хороший, а вот поступок, может быть плохим. Необходимо отделять ребенка от поступка. И если Вы скажите ребенку: «Ты у меня такой хороший, а поступил так плохо. Я надеюсь, что это больше не повторится!». Тем самым, Вы передаете ребенку веру в него, веру в то, что он хороший, и ему сложнее будет повторить плохой поступок.

  Принцип третий – можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Надо быть внимательными к переживаниям ребенка. И конечно, иногда его переживания, с высоты нашего жизненного опыта и собственных проблем кажутся незначительными и безосновательными, но поверьте, его горе: по поводу потерявшейся игрушки, разбитой коленки или обидного слова одноклассника – реально, и так же велико, как и наши неприятности и переживания. И разделить его горе, понять его переживания и отнестись к ним с вниманием и пониманием это очень важно.

  Принцип четвертый – недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. А давайте вспомним, как часто мы срываем на своих детях раздражение и недовольство, вызванное трудностями нашей собственной жизни (неприятные слова начальника, трудности на работе, низкая зарплата или не складывающиеся отношения с друзьями … ) Часто ли справедливы наши претензии и требования к нашим детям?

  «…Меньше всего любви достается, нашим самым любимым людям…» Б.Окуджава.

   Но мы можем и должны это изменить! Во всяком случае, пока не поздно. Ох, как это часто бывает! Приходит родитель ученика 8-го класса, понимает, что отношения с собственным ребенком зашли в «тупик» и приносят разочарование, обиду и боль. И наладить взаимоотношения бывает куда сложнее, чем тогда, кода ребенок посещает начальную школу.  Очень часто меня спрашивают: «Что делать, если мне некогда общаться с ребенком?».

Ответ: «Да.  Воспитание требует много сил и времени. И насколько я понимаю, у вас есть более важные дела. Стоит осознать, что порядок важности дел - Вы выбираете сами. В этом выборе Вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил».

Помните, дети учатся тому, что видят вокруг себя в жизни:

  • Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять.
  • Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
  • Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.
  • Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
  • Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
  • Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
  • Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
  • Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
  • Если ребенка одобряют, он учится нравиться самому себе.
  • Если ребенка принимают и общаются с ним дружественно, он учится находить любовь в этом мире.

       А это очень важно!

 

Успехов Вам, дорогие родители! А если есть проблемы во взаимоотношениях с детьми или вопросы, на которые сложно найти ответ, то можно обратиться к школьному психологу.